Туризм РБ
О туристской привлекательности и высоком потенциале для создания
высококачественного туристского продукта в г. Уфе свидетельствуют:
удобное географическое положение и транспортная доступность города
(международный аэропорт «Уфа», железнодорожный вокзал «Уфа», речной порт,
автовокзал, федеральные трассы М5, М7), являющиеся одними из критериев выбора того
или иного места посещения;
значительный историко-культурный и рекреационный потенциал,
обусловливающий наличие значительного количества объектов туристского показа, в том
числе культурно-исторических, археологических и природных объектов;
высокий уровень межэтнической и межконфессиональной толерантности,
свидетельствующий о высоком уровне безопасности пребывания туристов;
15
высокая обеспеченность туристской инфраструктурой, в том числе, –
значительное число объектов размещения различных ценовых категорий (109 ед.) (под
управлением международных гостиничных брендов функционируют: «Hilton Garden Inn
Ufa Riverside», «Hampton by Hilton», «Holiday Inn», «Sheraton Ufa Hotel»), объектов питания
общедоступной сети (720 ресторанов, кафе, баров и т. д.), стадионов, оборудованных
площадок для проведения масштабных культурно-массовых мероприятий;
сформированная база для проведения конгрессных мероприятий, приоритетного
развития конгрессного туризма, включающая Конгресс-бюро Республики Башкортостан,
модернизированный Конгресс-холл, сетевые отели и обновленный международный
аэропорт «Уфа» – первый региональный аэропорт России, подтвердивший свое
соответствие производственным стандартом ISAGO (IATA Safety Audit for Ground
Operations). Все это позволило г. Уфе получить статус современного конгрессного центра
России, войти в топ субъектов Российской Федерации – лидеров конгрессно-выставочной
индустрии;
практика проведения мероприятий событийного туризма, в том числе
спортивного характера и в области культуры (Международный фестиваль искусств
«Сердце Евразии», Международный Аксаковский праздник, Международный фестиваль
оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе», Международный фестиваль балетного
искусства им. Рудольфа Нуреева, Международный конкурс скрипачей Владимира
Спивакова, фестиваль «Симфоническая ночь», Уфимский международный марафон,
фестивали «День 1000 велосипедистов» и «Молочная страна», Всероссийский
студенческий фестиваль исторической реконструкции «Река Времени», «Игры
кочевников», культурная акция «Театральная ночь» и др.). Наличие в городе крупных
стадионов, таких как «Динамо», «Нефтяник», универсальной спортивной арены «УфаАрена», биатлонного центра (СОК «Биатлон») с сертифицированными лыжными трассами
позволяют позиционировать Уфу как площадку проведения спортивных соревнований как
российского, так и международного уровня. Значительные достижения в паралимпийских
видах спорта, наличие соответствующих компетенций в этой области, а также
строительство крупного Паралимпийского центра обусловливают возможность проведения
в Уфе значимых, крупных соревнований международного уровня, чемпионатов мира,
Европы и России по паралимпийским видам спорта;
Ситуация, сложившаяся в сфере городского туризма, характеризуется наличием
следующих основных проблем:
1. Отсутствие ярко выраженной уникальности города, являющейся базовым
элементом городского бренда, ее фрагментарным характером.
2. Низкий уровень территориального, в том числе туристического маркетинга,
обусловливающий отсутствие туристского бренда города, недостаточно интенсивное
продвижение Уфы как привлекательного направления для туристов в целом.
3. Низкий уровень координации в проведении туристской политики, менеджмента
регионального и субрегионального уровней для развития туризма.
16
4. Низкий уровень кооперации субъектов туристского бизнеса в городе,
обусловливающий недобросовестную конкуренцию между ними и препятствующий
развитию конкурентных преимуществ городского туристского продукта.
5. Низкий уровень конкурентоспособности городского туристского продукта в связи
с недостаточным уровнем развития туристской инфраструктуры (не столько в части
отсутствия каких-либо ее элементов, сколько в связи с несоответствием требованиям
международных стандартов), незначительным количеством классифицированных средств
размещения, недостаточным количеством квалифицированных специалистов в сфере
туризма.
6. Недостаточно комфортная туристская информационная среда: недостаток
навигации, разрозненность информационных ресурсов о туристских программах, ресурсах
города.
7. Отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов
(например, проектное финансирование) с процентными ставками, позволяющими окупать
инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов
сроки.
Оценка конкурентоспособности видов экономической деятельности
Анализ экономического развития г. Уфы в разрезе ключевых сфер экономики
дополнен оценкой конкурентоспособности видов экономической деятельности (далее –
ВЭД) с целью определения приоритетов экономического развития за период 2008–2017 гг.,
результаты которой представлены в таблице 1.2.1.
Безусловное лидерство с большим отрывом по конкурентоспособности
принадлежит «Производству кокса и нефтепродуктов», осуществляемому группой
компаний ПАО АНК «Башнефть» (в настоящее время дочернее общество ПАО «НК»
«Роснефть»). Компания характеризуется высокой степенью вертикальной интеграции и
включает в себя предприятия всей цепочки добавленной стоимости от нефтедобычи и
разведки до нефтепереработки. Высокотехнологичный нефтеперерабатывающий комплекс
со средним показателем индекса Нельсона – 9.1 и глубиной переработки, превышающей
90%.